miccro (miccro) wrote,
miccro
miccro

Category:

Досмотр в метрополитене Петербурга

Вторая часть: http://miccro.livejournal.com/86691.html
Третья часть: http://miccro.livejournal.com/103553.html

Вы, наверно, давно заметили, что в петербургском метрополитене появилась зомбирующая фраза: "В целях безопасности в метрополитене производится выборочный досмотр пассажиров и багажа. Спасибо за понимание"

Меня сразу же насторожила эта фраза, потому что она явно противоречит действующему законодательству РФ. Более того, она даёт повод к ещё большому разгулу азиатчины и в без того полицейском государстве.

Однажды я видел, как сотрудник метро, а не полицейский попросил человека пройти через рамку.

Теперь давайте взглянем на законодательную базу.

Самое первое возражение и мысль, которая возникает у человека, это мысль про аэропорт. Ведь в аэропорту досмотривают и ничего.
Да, досматривают, но досмотр в аэропорту регулируется федеральным законодательством РФ, а именно Воздушным кодексом Российской Федерации от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ. То бишь, прошу заметить, не уставами организаций и договорм публичной оферты, а на федеральном уровне!

Смотрим:
Статья 85. Предполетный и послеполетный досмотры
(в ред. Федерального закона от 21.03.2005 N 20-ФЗ)

1. В целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполетному досмотру, а также послеполетному досмотру в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации "О милиции" подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта. (в ред. Федерального закона от 21.03.2005 N 20-ФЗ)

2. Предполетный досмотр, а также послеполетный досмотр в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации "О милиции" пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты проводится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности с участием сотрудников органов внутренних дел.
(в ред. Федерального закона от 21.03.2005 N 20-ФЗ)

(...)
3. При отказе пассажира воздушного судна от предполетного досмотра договор воздушной перевозки пассажира считается расторгнутым.
(...)

Странно, закон «о полиции» (милиции) не содержит норм и правил досмотра. Поэтому действительно, странно, что они ссылаются именно на закон «о полиции», а не на КоАП РФ. Ещё более странно, что они ссылаются на закон «о милиции», которой уже нет. В законе лишь сказано, что сотрудники полиции имеют право осуществлять досмотр.

Заглянем в закон:
1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: (...)
Статья 13. Права полиции
16) осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами;


Вот мы перешли к метрополитену. То есть полицейские имеют право проводить досмотр личных вещей граждан в метрополитене, но не просто так а в порядке, установленном КоАП РФ. Скорее всего, приписка про метрополитен и железную дорогу была сделана в попыхах, потому что уже в первом предложении говорится, что полиция имеет право на личный досмотр граждан. То есть они и так могут досматривать любых граждан в любом месте, НО в порядке, установленном законодательством . Явно приписка про метро была излишней. Про воздушный транспорт всё понятно: есть федеральный кодекс, принуждающий граждан проходить досмотр на воздушном трансопрте.

Таким образом, мы видим, что по факту для метрополитена ничего не изменилось. Как и раньше полиция может осуществлять досмотр граждан. Только по закону. Сотрудники метрополитена не имеют права досматривать граждан и принуждать их к данной процедуре!

Тем не менее в правила метрополитена была включена незаконная строчка:
41. В целях обеспечения безопасности пассажиров, досмотру в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом «О полиции» подлежат пассажиры, багаж, в том числе, вещи, находящиеся при пассажирах. В случае отказа пассажира от досмотра, такой пассажир обязан немедленно покинуть территорию метрополитена.

Как мы уже выяснили, по закону «О полиции» поссажиры (aka граждане) не подлежат (читай принудительному) досмотру. Полиция только имеет право в случаях, предусмотренных законом проводить досмотр!

Также заметим, что правила метро не являются федеральным законодательством, а «утверждены Приказом Комитета по транспорт Администрации Санкт-Петербурга от 29.06.1998 г. № 233», тем самым, они не могут противоречить КоАП и, по сути, являясь публичной офертой подпадают под ст.426 ГК РФ о договоре публичной оферты:
Статья 426. Публичный договор
1. (...) Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
3. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.



Теперь, чтобы зело не томиться, взглянем на КоАП РФ на 27-ю главу.
Вобще  глава 27 КоАП предполагает, что гражданин совершил правонарушение или совершает его в данный момент.

Более того, в отличии от аэропорта, где вы не можете миновать рамки металлодетектров и стол досмотра, так как они находятся на вашем пути и всё протекает естественно, то в метрополитене вас необходимо задержать, ибо вы следуете по своим делам совершенно другим маршрутом. Иными словами, нужно ограничить свободу вашего передвижения. Потому, что вы можете не собираться пользоваться услугами метро, а просто:
 - зашли погреться;
 - купить проездной/жетон и уйти;
 - другое;

Таким образом, действия сотрудников подпадают под ст.27.3 КоАП:
Статья 27.3. Административное задержание
1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:
1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;


И опять мы выдим, что досмаривать могут во-первых сотрудники полиции, а во-вторых, если на вас уже заведён протокол!

Далее про сам досмотр нам расскажет ст. 27.7 КоАП:
Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице
1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в
целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
2. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса.
3. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.
Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых.
4. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых. (...)
6. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. (...)


Единственный пункт этой статьи, который может позволить вас досмотреть — это п.4, но и то, для этого вам уже должно быть предъявлено обвинение, составлен протокол, вы должны быть задержаны и опять должен быть составлен протокол о задержании!

Отсюда мы видим, что по закону в метрополитене или/и железнодорожном вокзале, равно как и в общественном и ином транспорте вас могут только вежливо попросить показать вещи. Если же вы не согласны, то вас должны либо отпустить с миром либо запускать сложную бюрократическую процедуру.

ДОВЕСОК
В последнее время метрополитеновцы в свою речёвку добавили фразу "в случае отказа пассажира от досмотра, такой пассажир обязан немедленно покинуть территорию метрополитена". Раньше она была только в их "правилах".

В воздушном кодексе РФ есть пункт, которому я сразу не предал должного значения. Это то, что при отказе пассажира, договор лётных превозок расторгается:

3. При отказе пассажира воздушного судна от предполетного досмотра договор воздушной перевозки пассажира считается расторгнутым.

Таким образом, даже если пассажир согласиться покинуть территорию метро, тем самым отказавшись от их услуг, то он может потребовать расторжения договора (оферта) и возвращения денег, если, например, он покупал единый проездной.
Tags: Россия
Subscribe

  • Эвакуации

    Похоже, скоро крупные торговые центры, школы и прочие учебные заведения обяжут оборудовать сканерами и рамками. Для школ выделят бюджет со всеми…

  • Теракт в Петербурге

    Смертники, как резонно замечает Владислав Карабанов, нужны исключительно для того, чтобы проникнуть в места, из которых потом нельзя выбраться.…

  • Чей персонаж Навальный и семейные ценности

    Я некоторое время назад задавался вопросом, чей же персонаж Лёха Навальный, чья он креатура? Соединённых штатов или всё-таки Кремля? И тут меня…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Эвакуации

    Похоже, скоро крупные торговые центры, школы и прочие учебные заведения обяжут оборудовать сканерами и рамками. Для школ выделят бюджет со всеми…

  • Теракт в Петербурге

    Смертники, как резонно замечает Владислав Карабанов, нужны исключительно для того, чтобы проникнуть в места, из которых потом нельзя выбраться.…

  • Чей персонаж Навальный и семейные ценности

    Я некоторое время назад задавался вопросом, чей же персонаж Лёха Навальный, чья он креатура? Соединённых штатов или всё-таки Кремля? И тут меня…